Приводы ворот – электромеханические, в ограниченном числе целевых конструкций электрогидравлические – средства механизации воротных систем, которые исполняются в виде автономных устройств и связываются с ведомым исполнительным механизмом ворот посредством зубчатой, шлицевой, рычажной, цепной, ременной/тросовой передачи. Электромеханические приводы ворот интегрируются с контрольно-управляющей автоматикой, в наиболее прогрессивных воротных системах – через контроллер/коммутатор-мультиплексор с системами контроля и управления доступом и/или средствами контроля/управления (серверами, ПК, ноутбуками), в том числе средствами мобильной связи.
Справка: Сложившееся сегодня представление об автоматике воротных систем, как об устройствах, обеспечивающих комфорт контроля и управления воротами не вполне корректно – автоматика ориентирована и на повышение комфорта управления, и на обеспечение безопасности эксплуатации ворот, а также на нивелирование рисков выхода из строя привода ворот из-за перегрузок в силовой электрической сети или превышения допустимых усилий на выходном валу редуктора (мотор-редуктора). Так, фотоэлементы, концевые выключатели, индукционные петли и иные оптические, емкостные, индуктивные и фотоэлектрические датчики в основном целевые для повышения комфорта управления и обеспечения безопасности эксплуатации ворот. В то же время преимущественно на защиту привода ворот от перегрузок ориентированы электронные преобразователи частоты, устройства плавного пуска/останова, логические и температурные контроллеры, линейные энкодеры, датчики потребляемого тока, скорости вращения двигателя, а также механические средства защиты - соединительные и предохранительные муфты (муфты предельного момента с разрушающимися элементами - втулочные со срезным штифтом, муфты зацепления (пружинно-кулачковые, кулачковые, шариковые), удерживаемые в зацеплении пружинами до появления критического крутящего момента, превышающего усилие пружинного механизма, фрикционные муфты), втулочно-пальцевые, обгонные муфты и т.д.
Электромеханические приводы ворот.
Практически все электромеханические приводы ворот конструктивно состоят из электродвигателя (постоянного или переменного тока, двухскоростной, со встроенным тормозом, сервомотор, гидромотор) и редуктора, в ряде конструктивных решений – мотор-редуктора, в котором ротор асинхронного/синхронного электродвигателя переменного тока или якорь электродвигателя постоянного тока одновременно является входным валом редуктора. Наиболее часто приводы ворот базируются на червячных, цилиндро-червячных, иногда планетарно-червячных редукторах, асинхронных двигателях переменного тока или двигателях постоянного тока (или мотор-редукторах).
На российском рынке воротных систем приводы ворот распашного, откатного, подъемного, в том числе подъемно-поворотного, складного типа открывания представлены продукцией немецкого холдинга Hormann-Gruppe, итальянских компаний Roger Technology S.p.A., NICE S.p.A., CAME Group, FAAC Group, GeniusS.p.A., Automatismi BENINCA S.p.A, а также интернациональнойSomfy Group, немецкой компании Marantec Antriebs- und Steuerungstechnik GmbH&Co. KG, американской Chamberlain Group, Inc (бренд Lift Master®), отечественных Bytec и DoorHan. Hormann-Gruppe, Bytec и DoorHan поставляют приводы ворот в комплектах с воротными системами, Roger Technology S.p.A., NICE S.p.A., CAME Group, FAAC Group, GeniusS.p.A., Automatismi BENINCA S.p.A, Somfy Group, Marantec Antriebs- und Steuerungstechnik GmbH&Co. KG реализуют приводы ворот разной мощности с комплектами автоматики для разных видов воротных систем по типу открывания и назначению.
Ключевые моменты долговечности и безотказности проводов ворот.
Приводы ворот различных производителей могут иметь разное конструктивное исполнение (мотор-редуктор, блочно-модульные из связанных между собой муфтой электродвигателя и редуктора), мощность, целевое назначение, степень защиты (код IP), базироваться на разном типе редуктора с различным передаточным числом и т.д., а также комплектоваться разными электронными и механическими средствами защиты от перегрузок. Вместе с тем, большей долговечностью и более высокой надежностью (безотказностью) работы характеризуются:
- приводы ворот на базе мотор редукторов;
- приводы ворот с цилиндро-червячными или планетарно-червячными мотор-редукторами в границах передаточных чисел i> 40 и/или при эксплуатации воротной системы с частыми пусками/остановками и неравномерной нагрузкой (ветровое давление импульсного характера и/или большой величины);
- приводы ворот с низким передаточным отношением (от 4 до 25);
- приводы ворот с полужидкими смазками редукторов/мотор-редукторов, сохраняющими свои свойства при температурах до – 40 градусов Цельсия;
Вязкость масла для редукторов/мотор-редукторов приводов ворот.
Температура окружающей среды, °С | Кинематическая вязкость масла при 40°С, мм²/с для частоты вращения входного вала n1 | |
---|---|---|
от 500 до 1000 мин-1 | свыше 1000 до 1500 мин-1 | |
от -10 до +5 | 100 | 100 |
от 0 до +40 | 320 | 220 |
от +35 до +60 | 460 | 320 |
- приводы ворот, комплектуемые электронными средствами защиты от перегрузок.
Важно: Любые блочно-модульные приводы ворот должны иметь соединение валов ротора/входного вала редуктора через предохранительные муфты или фрикционные вариаторы, а выходные валы блочно-модульных приводов и мотор-редукторов должны соединяться с исполнительными механизмами посредством предохранительных муфт или срезных штифтов/шпонок. Далеко не всегда экономически целесообразно применять дорогие приводы ворот с большим заявленным ресурсом (по редуктору или мотор-редуктору), особенно в периодически эксплуатируемых (с невысокой интенсивностью) воротах различного назначения.